Бизнес, работающий по схеме B2B («Бизнес для бизнеса»), отличается от работы по схеме B2C («Бизнес для клиента»). Соответственно и разработка B2B-сайта будет являться более трудоемким процессом в отличие от разработки веб-ресурса, ориентированного на конечного покупателя.
Обычно сайт B2B разрабатывается для налаживания эффективного сотрудничества между двумя и более хозяйствующими субъектами (например, предприятиями), один из которых производит товар или оказывает услуги, а остальные – заинтересованы в его приобретении с целью дальнейшей перепродажи или использования в собственных целях (например, как сырье для своего производства, как часть собственной продукции). Итоговая цель у всех пользователей такого сайта одна – получение прибыли.
В этом сотрудничестве компаний B2B-сайт выполняет роль посредника, ускоряя процессы взаимодействия между ними, делая их более легкими и прозрачными.
B2B-сайты ориентированы на оптовую реализацию товаров или услуг и на долгосрочное сотрудничество (т.е. их основной целевой сегмент – бизнес).
Если Ваша компания планирует работать по схеме «бизнес для бизнеса», то разработка собственного B2B-сайта обеспечит ее следующими преимуществами:
Есть множество видов бизнеса, которым подобный веб-ресурс принесет прямую пользу. Укрупненно можно выделить следующие направления деятельности:
Во время создания «business to business» веб-ресурса необходимо уделить особое внимание следующим составляющим:
Юзабилити. Посетителям должно быть удобно пользоваться сайтом. Это формирует особые требования к его навигации и качеству его контента (он должен подаваться лаконично и без «воды»).
Дизайн. B2B сайт должен всем своим видом внушать доверие и создавать ощущение работы с крупной и надежной компанией. Для достижения этой цели в ход должны идти все доступные средства, включая специфические цвета и геометрию используемых на нем элементов. Стоит избегать шаблонных стоковых решений и клише, которые узнаются с первого взгляда (например, фотографии улыбчивых девушек в наушниках, которые уже давно набили оскомину всем пользователям интернета).
Адаптивность. «business to business» сайт должен корректно открываться на большинстве современных мобильных устройств (смартфоны и планшеты).
Кроссбраузерность. Такой веб-ресурс должен корректно отображаться в любом из существующих браузеров.
Масштабирование. Функционал сайта «business to business» редко приобретает финальный вид на длительное время, так как условия работы предприятий постоянно подвергаются изменениям. Соответственно, подобный веб-ресурс должен давать возможность расширения своего функционала в будущем (важную роль тут будет играть выбор подходящей CMS).
Наличие спец. функционала. Веб-ресурс B2B компании должен обеспечивать максимальное удобство посетителям в вопросе доступа к интересующему их контенту. В зависимости от вида бизнеса он должен быть оснащен различными модулями для сравнения позиций, сортировки или фильтрации товаров, интеграцией с базами данных 1С (или аналогами), мультиязычной и мультивалютной системой отображения данных, базой документации, личным кабинетом партнера (где, например, можно сформировать счет-фактуру одним нажатием кнопки или отследить местонахождение доставляемого груза по номеру контейнера) и т.п.
Обратная связь. Должны быть указаны все возможные пути коммуникации: от телефонов до электронной почты, форм обратной связи или онлайн-чатов.
Удобное разделение информации о товаре на кластеры. Например, посетитель должен быстро получать доступ к данным о наличии товара на определенном складе компании в конкретном городе с возможностью быстрого ознакомления с соответствующими фотоматериалами и прочими товарными атрибутами.
Алгоритмы ценообразования. Цены для разных групп оптовиков могут отличаться в зависимости от условий работы с ними, скидок на определенное количество приобретаемого товара и т.п. Посетитель сайта должен видеть информацию о цене, которая автоматически рассчитывается для него в индивидуальном порядке.
Рассылка оповещений. Для оптовиков очень важно иметь возможность отслеживать протекание всех этапов сделки. Поэтому необходимо, чтобы он получал в своей рассылке не только стандартные для B2C оповещения (о появлении товара, спец. предложениях и т.п.), но и специфические для B2B данные, такие как информация о формировании заказа, его обработке и оплате, погрузке, доставке и т.п.
Простой, быстрый и удобный каталог. Посетитель нуждается в оперативном доступе к номенклатуре товара в любой, удобной для него форме. Это означает, что в ряде случаев B2B-сайт должен позволять иметь доступ к упрощенной форме каталога (без фотографий), а также давать возможность скачать его в виде XLS-файла, YML-массива и т.п.
В данном сегменте много крупных игроков, как регионального (городского или государственного), так и международного уровня. На их сайты стоит обращать внимание в первую очередь, когда речь заходит о создании собственного ресурса «business to business».
В данной статье в качестве примера я приведу лишь один из флагманов мирового B2B: Alibaba, который является международной площадкой для размещения разными компаниями своих товаров для их дальнейшей реализации. При этом указанный веб-ресурс не привязан к определенной территории и способен помочь выйти на поставщиков практически из любой страны мира.
Не важно, какой принцип будет заложен в будущий B2B-сайт, Вам все равно стоит изучить alibaba.com на предмет почерпывания для себя различных идей или подходов, ведь за долгое время своего существования в Алибабу «влили» не один миллион долларов, и над его развитием трудились лучшие специалисты в своей отрасли.
Особое внимание стоит обратить на то, что не смотря на свои монструозные размеры, сайт остается довольно удобным для всех его посетителей, будь то компания-поставщик или конечный покупатель.
Да, у него все еще есть ряд «косяков» (например, довольно кривой перевод на русский язык, чем, впрочем, грешат многие китайские сайты), но он все равно остается одной из самых популярных электронных площадок в мире.
Для того, чтобы создать качественный «business to business» веб-ресурс, необходимо пройти по следующему пути (укрупненно):
Все эти пункты одинаково важны, и недостаточная проработка любого из них способна значительно понизить эффективность Вашего будущего сайта.
Естественно, что для каждого из вышеуказанных этапов привлекать нужно только качественных профильных специалистов, и создание сайта «под ключ» в данном случае будет более чем уместно.
Важно понимать, что, учитывая специфику B2B, схема «под ключ» ни в коем случае не исключит активного участия заказчика в процессе создания сайта. Но она значительно упростит многие процессы, сделав их более быстрыми и эффективными.